«Свет – левая рука тьмы...», или Что означает символ «Инь-Ян»?

С одной стороны, древнекитайскому символу «Инь-Ян» повезло гораздо больше, чем свастике. В его графическом выражении уже был заложен определенный смысл. Сами понятия «Инь» и «Ян» с момента своего возникновения тотчас попали в руки китайских философов, поэтому их значение не столько принципиально менялось с течением времени, сколько расширялось и углублялось.

Однако на Западе изящество и экзотическое очарование этого кружка, разделенного волнообразной линией на черно-белые стороны (с вкраплением на каждой стороне маленьких точек противоположного цвета) приобрело такую популярность, что символ был растиражирован не хуже, чем знаменитая улыбка Моны Лизы. «Инь-Ян» лепят на майки, его можно заметить среди обильной бижутерии чернокожих рэпперов, без него не обходится практически ни одна книга о восточных единоборствах. В результате смысл знака упрощается, искажается, а чаще всего — полностью нивелируется.

Поэтому нам придется вернуться к исходной точке — в Древний Китай времен создания знаменитого трактата «И-цзин» («Книга Перемен»). Именно в этом «пособии по гаданию» понятиям «Инь» и «Ян» был впервые придан серьезный космогонический смысл, как двум противоположным началам мироздания. Те, кто еще получал советское образование, наверное помнят один из трех основных законов диалектического материализма — закон единства и борьбы противоположностей. Интуиция китайских мудрецов, по сути, открыла этот закон еще в XII веке до н. э.

Считается, что сперва слова «Инь» и «Ян» означали просто «теневой» и «освещенный» склоны горы. Если это так, то трансформация этих понятий была весьма логична — ведь по-разному освещенная гора не перестает быть единой цельной горой, к тому же освещение — процесс не статичный и способен к изменению. Китайские философы фактически с самого начала дали понять, что все противоположности не только части единого целого, не только части взаимосвязанные, но и части взаимодействующие, взаимопереходящие. Чаще всего их трактовали как разные проявления сути мира — энергии «ци», по сути, и определяющие его развитие.

Подтверждений этому вокруг было предостаточно: зима сменялась летом, семена возвращались в почву, племена и государства распадались и собирались. В «И-цзин» и была сделана попытка установить причины и ход этого мирового циклического движения. Для этого «Ян» обозначали сплошной, «Инь» — прерывистой линией. Затем они собирались во всевозможные тройные сочетания — триграммы.

Первые восемь триграмм открыл легендарный император Фу-си (правил гг. до н. э. ). Считается, что на эту мысль его натолкнули трещины на панцире черепахи. За каждой из триграмм было закреплено определенное значение.

Сын Фу-си — Цзи-Чану, пытаясь охватить все разнообразие мирового процесса, сдвоил триграммы отца. В результате получилось 64 гексаграммы, гадая на которых, старались определить тенденции «нынешнего момента» и действовать исходя из этого знания.

Постепенно значения двух противоположностей расширялись и вскоре охватили почти все основополагающие понятия. На схеме приведены некоторые из них.

Несмотря на то что оба противоположных начала практически изначально мыслились как равные, китайские школы нередко отдавали предпочтение одному из них в ущерб другому. Так, конфуцианцы, помешанные на иерархии всего сущего, особо привечали «Ян», считая светлое небесное активное начало «благородным», на которое стоит равняться (в отличие от презренного «Инь», хотя… куда уж без него?).

Даосы, как бы в пику нелюбимым ими конфуцианцам, напротив, более привечали стихию «Инь» — пассивную, пустую, мягкую, водную.

Лао-цзы «Дао дэ цзин», гл. 76, 78: «Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и слабое — это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое. …Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного. Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять».

Основанные дзэн-буддистами (оригинальное сочетание буддизма и даосизма) боевые искусства были самым ярким подтверждением того, как можно грамотно и гармонично использовать стихию «Инь». Вспомним хотя бы айкидо, принцип которого — «Победа над агрессором — дело рук… самого агрессора».

Основатель даосизма Лао-цзы считал, что гармония между первоначалами не постоянна, равновесие периодически нарушается и восстанавливается. А философ Ван Чун считал, что именно во время нарушения гармонии «Инь-Ян» в природе появляются всяческие противоестественные создания — призраки, драконы, ядовитые растения и животные.

«Чжуан-цзы», гл. 11: «Когда силы Инь и Ян не находятся в равновесии, нарушается круговращение времен, холод и тепло пребывают в разладе, и здоровье человека терпит ущерб. Тогда люди перестают к месту радоваться и к месту печалиться, лишаются постоянства в жизни, много умствуют, но не могут достичь удовлетворения и бросают дела на полпути».

Более-менее стройную философскую концепцию символ «Инь-Ян» получил у Чжоу Дуньи . Философ попытался синтезировать все многообразие китайских мировоззрений: конфуцианство, даосизм и дзэн-буддизм.

В первую очередь он связал «Инь-Ян» с пятью первоэлементами. По его космогонической схеме сперва был Великий Предел — источник всего-всего-всего (изображался в виде пустого круга), затем Предел начинал двигаться, являя собой стихию «Ян», а, истощаясь, переходил в «Инь», которая, накапливаясь, порождала «Ян» и т. д. Даосы поясняли этот принцип примерами: мол, вода (Инь), сжимаясь, становится твердой (Ян), а твердое при чрезмерном напряжении ломается (вновь Инь).

Взаимодействие же «Инь-Ян» порождает пять элементов: воду и металл (Инь), огонь и дерево (Ян) и промежуточный элемент — емлю. А уж «Инь-Ян» вместе с элементами порождает остальную «тьму вещей».

Мудрому человеку, чтобы пребывать в гармонии с миром, требуется лишь разумно и вовремя использовать особенности каждого из первоначал.

«Чжуан-цзы», гл. 15: «Посему говорится: «В жизни мудрец идет вместе с Небом, в смерти он превращается вместе с вещами, в покое он причастен к силе Инь, в деянии причастен к силе Ян».

Как человек западной цивилизации, я не могу претендовать на доскональное понимание восточной мудрости. «Восток — дело тонкое» и западному человеку трудно оценить всю гениальность хайку (трехстишия) Басе о прыгнувшей в пруд лягушке или в полной мере осознать, как может существовать религия без Бога (даосизм и буддизм).

Однако в отношении к концепции «Инь-Ян» хотелось бы предостеречь от одной пагубной тенденции, особенно часто проявляющейся в художественной псевдоглубокомысленной беллетристике. Если бы речь шла о простой глупости, возможно, это бы и не стоило внимания, но дело в том, что символика «Инь-Ян» нередко приобретает крайне неприятные черты.

Каждый, знакомый с литературой «фэнтези», наверное, частенько наталкивался на следующие «мудрые» выводы (якобы подкрепляемые авторитетом древнекитайского символа): «Без добра нет зла», «Нет ни зла, ни добра», «Добро и зло — одно и тоже», «Зло — есть добро, добро — есть зло», в общем, как сказал герой В. Пелевина — «Сила ночи, сила дня — одинакова… фигня».

При этом как-то забывается, что идея «Инь-Янского» равновесия не имеет никакого отношения к человеческой этике. Если вы заметили, на протяжении всей статьи касательно «Инь-Ян» я ни разу не упоминал этические категории «хорошо-плохо», «полезно-вредно»… Потому что понятия «Инь-Ян» — космогонические природные противоположности, не имеющие отношения к нравственности. Скинув человека со скалы, мы совершаем зло, а сбросив груз с падающего воздушного шара — добро. Но разве сам закон всемирного тяготения становится от этого нравственным или безнравственным?

Недаром на Востоке так распространено представление о Срединном Пути. Настоящий мудрец невозмутим и не стоит на стороне какой-либо природной силы. Он сам отвечает за гармонию «Инь» и «Ян» в своем сердце. Зло и добро — это неправильный выбор, диссонанс, нарушение гармонии, несоответствие поступков (глупо плавать на суше и бегать по воде).

И если какому-нибудь безумцу, решившему, что, мол, и хирурги, и наемные убийцы равно полезны и необходимы, вдруг взбредет в голову прицепить к этому мировоззрению «Инь-Ян», то этот символ вполне может разделить печальную судьбу свастики.

«Чжуан-цзы», гл. 23: «Нет разбойников более опасных, чем силы Инь и Ян, — от них никуда не скроешься в целом мире. Но Инь и Ян не сами лишают нас дарованного нам — наше сердце побуждает их к этому».

«Чжуан-цзы», гл. 11: «Умей быть господином Неба и Земли. Умей вместить в себя и силу Инь, и силу Ян».


15:45 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Вкусные рецепты: Фаршированный кальмар, Мексиканские бунуэлос.(ФМ Праздничные блюда народов мира)., Смузи "ПТИ-БЕР"для моей внучки

Вкусные рецепты: Фаршированный кальмар, Мексиканские...

Фаршированный кальмарОтвариваем или размораживаем (в зависимости от исходных продуктов) тушки кальмаров и морепродукты. Сливаем воду. Даем немного остыть. Пока остывает, натираем сыр на мелкой терке. ...
Наклейка-информер на окне заднего вида машины

Наклейка-информер на окне заднего вида машины

Очень удобно стекло заднего вида автомобиля эксплуатировать как площадку для нанесения разной информации посредством виниловых наклеек-информеров. В рекламном тексте обычно размещается: • заглавие ко...
Училкина Fantasy или Сивкин бред. Часть 2: Оковы для королевы или интимная встреча

Училкина Fantasy или Сивкин бред. Часть 2: Оковы для...

Так вот, пробежала я по улицам незаметной мышкой. Вообще, когда я иду, многие оглядываются, ну, да, кентаврика на улице не часто встретишь. Шучу. Так-то я обычно под голливудских див кошу, со всеми вы...
Культовое кино, что это такое и как найти пищу для ума и души в океане видеомусора?

Культовое кино, что это такое и как найти пищу для у...

У любого из Вас есть свой собственно составленный список любимых фильмов. Это те картины, которые зацепили в нас нечто очень важное и дорогое, любовь к которым годами не остывает. И этот список может ...
Операция «Валькирия». Как затевался и почему провалился «заговор 20 июля»? Как ножка стола не дала изменить ход истории

Операция «Валькирия». Как затевался и почему провали...

В качестве главной действующей силы заговорщики решили использовать ту самую армию резерва. Для нее существовал так называемый план «Валькирия», предусматривающий развертывание армии в слу...
Онлайн видео - будущее за ним

Онлайн видео - будущее за ним

В последнее время в интернете появляются все больше сайтов на которых любой пользователь интернета можете просмотреть в онлайн режиме любой фильм, мультфильм или серию любимого сериала. Так почему же ...
Стоит прочесть

Какую лестницу выбрать?

Лестница в доме, гд есть несколько этажей, всегда была необходимостью. Но часто ее не увиди...

Подняться после инсульта

Восстановлению мешает боль После инсульта  людей  часто мучают боли в суставах, спине, м...

Как сделать Россию чище? Возьмём и отнесём...

В свое время я имел удовольствие наблюдать за жизнью сельскохозяйственных животных. У коров и свиней...

Кто такой Жан де Жуанвиль? Биография писателя

Жан де Жуанвиль родился в 1224 году. Таким образом, в год, когда он отправился с армией крестоносцев...

Я во фрилансеры пойду! А меня научат?

Ученые, исследуя возможности человека, наглядно доказали, что большинство людей раскрывает свои тала...

Регистрация эйвон: что вам это дает и какие направ

Скорее всего, в наши дни вы навряд ли сможете встретить женщину или девушку, которая хоть раз в жизн...

Наказание ребенка. Бить или не бить?

Каждый родитель когда-либо сталкивается с проблемой наказания своего чада. Возможно, читатель удивле...

Технология привлечения клиентов

«- Кто самый главный в ресторанном бизнесе ?- Шэф-повар!- Неправильно. Клиент. »диалог ресторатора с...

Правильность при построении ресурса в сети.

Народ так сильно занялся поднятием ‛ИЦ“ и ‛PR“, что даже забывает обо всей иерархической...

Как справляться с насмешками и насмешниками?

«Только святой может прожить всю жизнь, ни разу не причинив вреда другому человеку. Но только ...



О портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя широкий ассортимент полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти нужную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и занимательные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск нужной информации будет занимать у вас считанные секунды.